юридическая и налоговая консультация онлайн

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Гражданский брак, сожительство и фактические брачные отношения

 

  1. Гражданский бракЧто такое гражданский, гостевой, виртуальный брак, сожительство и фактические брачные отношения

  2. Фактические брачные отношения

  3. Сожительство

  4. Гостевой брак

  5. Виртуальный брак

  6. Юридические последствия незарегистрированного брака

  7. "О церковном браке"(проект Московского Патриархата)

  8. Полезные ссылки

 

 

Наверное, каждый сталкивался со словосочетаниями "гражданский брак", "фактические брачные отношения" и "сожительство". Употребляя эти термины, люди, как правило, подразумевают под ними ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе, не спешит узаконить свои отношения.

В последнее время наблюдается рост числа ситуаций, когда люди живут вместе, ведут общее хозяйство, рожают и воспитывают детей, но по каким-либо причинам официально не регистрируют свои отношения.

 

Гражданский брак

Для понимания смысла, который вложен в термин "гражданский брак", надо учитывать, что:

  • его употребляли в России как противопоставление церковному браку, поскольку условия вступления в брак в России на протяжении веков устанавливались церковью;

  • до декабря 1917 года оформление брака происходило в церкви по установленным правилам;

  • именно церковный брак признавался единственно законным и имел юридические последствия (включая то, что церковный брак нерасторжим);

  • в процессе отделения церкви от государства государство присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Именно поэтому брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака – церковного (религиозного);

  • с принятием декретов ЦИК и СНК РСФСР "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния" от 18 декабря 1917 года и "О расторжении брака" от 19 декабря 1917 года гражданский брак стал единственно признаваемой в России формой брака. Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 года определял: "Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в органе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком".

Таким образом, гражданский брак – это брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи этим термином именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака. Незарегистрированный брак правильно называть фактическим браком.

 

Фактические брачные отношения

Термин "фактические брачные отношения" был введен в употребление в России в 1926 году с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке, согласно пунктам 11, 12 которого считалось, что лица состоят в фактических брачных отношениях, если эти лица взаимно признают друг друга супругами, или же если брачные отношения между ними установлены судом по признакам фактической обстановки жизни.

Доказательствами брачного сожительства в случае, если брак не был зарегистрирован, для суда являются: факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.

Т.о. до 1944 года совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака "настоящим" – со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни. Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (её) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.

Факт состояния (нахождения) в фактических брачных отношениях мог быть устанавлен судом в порядке статьи 247 ГПК РСФСР только при наличии следующей совокупности обстоятельств:

  • только в случае смерти одного или обоих супругов;

  • только в случае, если фактические брачные отношения возникли в период с 1926 года по 8 июля 1944 года;

  • только если фактические брачные отношения продолжались до смерти одного из лиц, состоявших в них;

  • никто из лиц, находившихся в фактических брачных отношениях, до смерти не состоял в другом браке.

 

Сожительство

Сожительство — cовместная жизнь нескольких человек в одном жилом помещении.

Зачастую ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе и никак не оформляет такие отношения, окружающие называют сожительством, что обижает влюбленных, поэтому они называют свои семейно-супружеские отношения гражданским браком, пытаясь таким образом отличить свои отношения от законного брака, зарегистрированного в ЗАГСе.

Сожительство существовало всегда, но в современном мире оно приобретает все большую популярность. Интересы партнеров при сожительстве никак не защищены законодательно, но не смотря на это многие пары не спешат оформлять свое супружество официально мотивируя это в том числе и тем, что молодым людям необходимо некоторое время пожить вместе и присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем в семейной жизни.

Ни государство, ни церковь сожительство не поддерживают. Церковь прямо осуждает такие отношения, называя их блудом, а неодобрение со стороны государства выражается в отсутствие законодательной базы, регулирующей сожительство.

 

Гостевой и виртуальный брак

Гостевой брак – это официально оформленный брак, в котором каждый супруг живет отдельно (в разных городах, странах, квартирах) свободной жизнью и не ведет общего хозяйства с другим супругом, но при этом периодически ходит (приезжает) к другому в гости для совместного проведения досуга, праздника или отпуска.

Виртуальный брак – новейшая форма постоянных отношений, осуществляемых через интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах. Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе.

 

Юридические последствия незарегистрированного брака

В отличие от зарегистрированного брака у лиц, проживающих вместе и не оформивших свои отношения:

  • дети, не принимают фамилию отца по умолчанию;

  • отец может дать детям свою фамилию только через процедуру установления отцовства, написав в органах ЗАГС соответствующее заявление;

  • имущество, приобретаемое в незарегистрированном браке, не считается совместным. Его собственником по закону признается тот, кто его приобрел.

В случае спора о разделе имущества лиц, состоящих в семейных отношениях без государственной регистрации заключения брака, такой спор разрешается не по правилам статьи 38 Семейного кодекса РФ, а в соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей порядок раздела имущества, находящегося в долевой собственности, т.к. (согласно п. 3 статьи 244 ГК) общая собственность на имущество является совместной только тогда, когда образование совместной собственности предусмотрено законом.

При этом судом:

  • учитывается степень участия каждого из этих лиц средствами и личным трудом в приобретении имущества;

  • труд по ведению домашнего хозяйства не учитывается в обязательном порядке. При этом заработная плата и иные доходы каждого лица не являются их общим имуществом.

 

"О церковном браке" (проект Московского Патриархата)

10.08.2015 на сайте Московского Патриархата появился следующий проект документа "О церковном браке", который содержит в себе перечень указаний к заключению и прекращению церковного брака и предназначен для обсуждения:

 

Брак есть установленный Богом еще в раю союз мужчины и женщины (Быт. 2, 18-24; Мф. 19, 6). Церковный брак совершается и освящается таинством Брака. По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. <…> Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 22-33).

Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве. Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в таинстве Брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей.

I. Подготовка к венчанию и его совершение

Заключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям. «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» - гласит принцип римского права, вошедший и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, гл. 49). В связи с этим церковное браковенчание в тех странах, где оно не имеет гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака. Такая практика имеет основание и в жизни древней Церкви. В эпоху гонений христиане не допускали компромиссов с государственной языческой религией и предпочитали мученическую смерть участию в языческой обрядности. Однако и в этот исторический период они вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства. «Они (то есть христиане) заключают брак, как и все», – говорит христианский писатель II века (Послание к Диогнету, V). При этом браки христиан, как и все прочие важные дела, совершались с благословения епископа: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа» (свт. Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам, II).

В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов. В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации, священник может самостоятельно принять таковое решение, с последующим докладом о том епархиальному архиерею.

Сожительство, не освященное Церковью и при этом также не получившее регистрацию в установленном государственным законом порядке, не признается Церковью в качестве брака1.

Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества браков одним из желающих венчаться или при состоянии таковых в недопустимых степенях родства).

Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству. В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении»2.

Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.

Таинство Брака, также как и таинство Крещения, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в этих таинствах не могут быть допущены люди, желающие принять их по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение венчания до времени осознания человеком подлинного смысла таинства Брака3.

Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:

  • состоящих в ином не прекратившемся гражданском или церковном браке;
  • на основании 54-го правила Трулльского Собора и церковного законодательства Русской Православной Церкви (указа Святейшего Правительствующего Синода от 19 января 1810 года) — находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии во всех степенях4, а по боковой линии до седьмой степени включительно; браки в пятой, шестой и седьмой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея5;
  • на основании того же правила и синодального установления — находящихся между собой в свойстве6 от двух родов до четвертой степени включительно или свойстве от трех родов в первой степени7;
  • состоящих в духовном родстве: восприемника и им воспринятую во Святом Крещении, восприемницу и ею воспринятого; восприемника и мать, а также восприемницу и отца воспринятого или воспринятой8;
  • ранее состоявших в трех браках; учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию, в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;
  • состоящих в духовном сане (начиная с посвященных в иподиаконский чин) и монашестве;
  • не принадлежащих к христианству9;
  • не достигших минимального возрастного ценза согласно действующему гражданскому законодательству;
  • достигших максимального возрастного ценза согласно правилам святого Василия Великого – 60 лет для женщин (правило 24) и 70 лет для мужчин (правило 88); из этого ограничения исключаются состоявшиеся семейные пары, прожившие совместную жизнь и по той или иной причине – к примеру в связи с обретением веры – решившие приступить к таинству Венчания лишь в преклонных годах;
  • признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством.

Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.

В тех случаях, когда священник затрудняется определить наличие или отсутствия препятствий к совершению таинства Брака, священник должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.

Освящение брака, совершенное — по ошибке или злоумышленно — при наличии установленных церковным законодательством препятствий признается недействительным. Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть проигнорированы по благословению архиерея (см. пункт б перечня выше), или при несоответствии одного из венчанных возрастному цензу, если ко времени обнаружения нарушения законный возраст был уже достигнут или если в таком браке уже родился ребенок. При этом в случае признания брака недействительным по причине нарушения возрастного ценза венчание может быть совершено по достижении сторонами законного возраста.

Брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и не обусловливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна и обусловлена отсутствием или ненормальным анатомическим строением органов»10.

В отношении православных христиан, супружество которых, заключенное ими ранее в законном порядке, не освящено церковным таинством Брака, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака, а также то, что для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема.
При благословении супругов, много лет проживших вместе и не венчанных в Церкви, следует использовать «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих»11.

II. Брак с инославными и иноверными

Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило 72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками.

Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании тех, кто вступает в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения»12.

В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7, 12-14).

Вопрос о возможности благословения браков православных христиан с инославными должен решаться в соответствии с ныне действующими определениями высшей церковной власти. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви указано: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей»13.

III. Прекращение брака

Супружеский союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9). Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно, как и прелюбодеяние. Кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак.

В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:

  • отпадение одного из супругов от Православия;
  • прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19, 9) и противоестественные пороки;
  • вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
  • монашеский постриг одного из супругов, совершенный при условии взаимного согласия и выполнения всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а последствия его должны регулироваться Положением о монастырях и монашестве;
  • неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
  • заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга;
  • безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
  • злонамеренное оставление одного супруга другим;
  • совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
  • посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей, установленное в судебном порядке;
  • неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством.

При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. При этом наличие решения светских органов власти о рассторжении брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по церковным канонам и по долгу пастырского попечения.

Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.

По исследовании вопроса епархиальный архиерей14 выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.

Фактическое рассмотрение дел и выдача упомянутых свидетельств может осуществлять по благословению епархиального архиерея комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Дела рассматриваются комиссией коллегиально, а при необходимости – с выслушиванием сторон. Решение о бракорасторжении принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях бракорасторжение может совершаться в той или в другой епархии.

ПРИЛОЖЕНИЕ
О кровном родстве и свойстве

В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак запрещен без возможности исключения, состоят:

  • во второй степени — братья и сестры, в том числе единокровные и единоутробные (здесь и далее);
  • в третьей степени — дяди и тети с племянниками и племянницами;
  • в четвертой степени —
    • двоюродные братья и сестры между собой;
    • двоюродные дедушки и бабушки с внучатыми племянницами и племянницами (то есть с внуками или внучками своих братьев или сестер).

В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак может быть совершен по благословению архиерея, состоят (в этом и в следующих перечнях приводятся все возможные родственные связи каждой степени при том, что браки в некоторых случаях невозможны даже теоретически, учитывая разницу в поколениях):

  • в пятой степени —
    • данное лицо с детьми своих двоюродных братьев или сестер;
    • данное лицо с правнуками и правнучками своих братьев или сестер;
  • в шестой степени —
    • троюродные братья и сестры между собой;
    • данное лицо с внуками и внучками своих двоюродных братьев или сестер;
    • данное лицо с праправнуками и праправнучками своих братьев или сестер;
  • в седьмой степени —
    • данное лицо с детьми своих троюродных братьев или сестер;
    • данное лицо с правнуками и правнучками своих двоюродных братьев или сестер;
    • данное лицо с прапраправнуками и прапраправнучками своих братьев или сестер.

В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при единобрачии обоих супругов состоят:

  • в первой степени — супруг и родители другого супруга;
  • во второй степени —
    • супруг и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
    • родители мужа и родители жены между собой;
  • в третьей степени —
    • супруг и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга;
    • родители одного супруга и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
  • в четвертой степени —
    • супруг и прапрадеды, прапрабабушки, двоюродные дедушки и бабушки, двоюродные братья и сестры, внучатые племянники и племянницы другого супруга;
    • родители одного супруга и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга.

В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при двубрачии одного или обоих супругов состоят:

  • в первой степени — отчим и мачеха с пасынками и падчерицами;
  • во второй степени —
    • данное лицо с пасынками и падчерицами сына или дочери;
    • сводные братья и сестры;
  • в третьей степени —
    • данное лицо с пасынками и падчерицами внуков или внучек;
    • данное лицо с детьми своих сводных братьев и сестер;
  • в четвертой степени —
    • данное лицо с пасынками и падчерицами правнуков или правнучек;
    • данное лицо с внуками своих сводных братьев и сестер;
    • дети сводных братьев и сестер между собой.

В свойстве от трех родов (трехродном свойстве) в первой степени состоят:

  • отчим и жена его пасынка; мачеха и муж ее падчерицы;
  • муж и свекровь его жены от другого её брака; жена и тесть её мужа от другого его брака.

------------

1 - "Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви» (Об участии верных в Евхаристии, V)

2 - См. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». II, 2

3 - Срав. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». II, 1

4 - В кровном родстве по прямой линии состоят родители и их дети, дедушки и бабушки с внуками

5 - Пояснения относительно степеней кровного родства в боковой линии см. в приложении к настоящему документу

6 - Отношения свойства возникают из брачного союза представителей двух родов: между супругом и родственниками другого супруга и между родственниками супругов

7 - Пояснения относительно степеней свойства см. в приложении к настоящему документу

8 - Укaзом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей

9 - См. также раздел III настоящего документа

10 - Определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг. «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», п.10

11 - Чин утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал № 29)

12 - Основы социальной концепции, Х.2

13 - Основы социальной концепции, Х.2

14 - «Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей … в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов» (Устав Русской Православной Церкви, глава XV, 19 (г))

Комментарий к проект документа "О церковном браке"

Исходя из представленного проекта разрешено венчаться в церкви только после предъявления священнику свидетельства о государственной регистрации брака. Но в случаях, когда кому-то из будущих супругов предстоит участвовать в военных действиях, кто-то из двоих тяжело заболел или впереди у пары длительное расставание, священник может принять решение о безотлагательности венчания и повенчать молодоженов до государственной регистрации.

При этом совместное проживание мужчины и женщины, не зарегистрированное в ЗАГСе и называемое в народе "сожительство", Церковью в качестве брака не признается. Вне зависимости от совместно прожитых лет.

Если для одного из желающих повенчаться это не первый брак, Церковь может отказать новой семье в венчании, даже если на руках у молодоженов будет свидетельство о браке. Предлогом для отказа станет "превышение допустимого церковными правилами количества браков". Повторное венчание - уже неординарное событие (кроме случаев вдовства). Вас повенчают "по снисхождению к немощи" человеческой с меньшей торжественностью. Венчание в третий раз потребует специального церковного решения.

Венчание не может быть совершено над человеком, отрицающим основы православной веры и христианской нравственности. Именно поэтому Церковь не одобрит новый брак человека, бросившего малолетних детей или больного супруга в предыдущей семье.

Священник может отказать в венчании, если считает, что его совершают "по суеверным причинам". Или отдавая дань моде. Чтобы такого не происходило, таинству венчания должна обязательно предшествовать беседа со священником. "Следует стремиться к тому, чтобы венчание совершалось в том приходе, к которому принадлежат мужчина и женщина".

Церковь не разрешает венчать:

  • людей, не расторгших прежний брак;
  • состоящих между собой в родстве - кровном, боковом или духовном. Духовное родство возникает, к примеру, когда люди были крестными одного человека, венчаться они уже не могут;
  • людей, не достигших 18-летия. Без специального разрешения не повенчают и женщину старше 60 лет, и мужчину, перешагнувшего 70-летний рубеж. Из этого ограничения исключаются состоявшиеся семейные пары, прожившие совместную жизнь и по той или иной причине - к примеру в связи с обретением веры - решившие приступить к таинству венчания лишь в преклонных годах.

Церковь расторгает Венчание при следующих обстоятельствах:

  • прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки;
  • вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
  • заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, алкоголизм или наркомания, неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов;
  • безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального документа;
  • злонамеренное оставление одного супруга другим;
  • совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
  • посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей.

 

Статья написана и размещена 18 ноября 2013 года. Дополнена - 26.08.2015

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант А. Шмелев © 2001 - 2023
 

Полезные ссылки по теме "Гражданский брак, сожительство и фактические брачные отношения"

  1. Кто такие близкие родственники и взаимозависимые лица

  2. Что такое родственные связи

  3. Наследование по закону

  4. Детские пособия

  5. Материнский капитал

  6. Полис ОМС