юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь


Бесплатная юридическая консультация онлайн


 

 

 

Прием на работу иностранного работника
(порядок оформления и необходимые документы)

 

  1. Новые требования к иностранцам, планирующим жить и работать в России

  2. Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы

  3. Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы

  4. Какие документы нужны для заключения трудового оговора с иностранным гражданином, временно пребывающим в России

  5. Привлечение работников-иностранцев, временно проживающих в РФ

  6. Оформление на работу иностранца, временно проживающего в РФ

  7. Привлечение работников-иностранцев, постоянно проживающих в РФ

  8. Особенности оформления на работу иностранца – высококвалифицированного специалиста

  9. Особенности привлечения работников-иностранцев – граждан республики Беларусь, республики Казахстан, Киргизии и переселенцев

  10. Когда не нужно разрешение на работу - прием на работу беженцев, переселецнев и пр.

  11. Исчисление и удержание НДФЛ с доходов работников – иностранцев

  12. Особенности труда иностранных работников, временно пребывающих и временно проживающих в России

  13. Особенности, связанные с увольнением иностранного работника

  14. Административная ответственность работодателя

  15. Полезные ссылки по теме

 

Новые требования к иностранцам, планирующим жить и работать в России

С 01.01.2015 вступают в силу изменения действующего законодательства, регулирующие порядок проживания и трудоустройства в России иностранных граждан.

Патент на работу для иностранного работника

Новые требования к иностранцам, планирующим жить и работать в России

 

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы

Прием иностранца на работуСогласно статье 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Согласно статье 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется следующим образом:

  • в отношении иностранного гражданина, имеющего визу на въезд в Российскую Федерацию, - равен сроку действия выданной ему визы;

  • в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - не может превышать 90 суток;

  • в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и членов его семьи - равен сроку действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ.

По истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.

При въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан получить и заполнить миграционную карту, которая подтверждает его право на временное пребывание в Российской Федерации (в случае прибытия в РФ в порядке, не требующем получения визы), а также служит для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 "О миграционной карте".

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта является одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации. Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Виза - это выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит следующие сведения:

Виза может выдаваться дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, его представительством на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная виза либо виза временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

При наличии визы иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, ограничен (90 суток), однако федеральным и региональным законодательством могут предусматриваться исключения.

Чтобы привлечь к труду временно пребывающего в России иностранца, который приехал на основании визы, работодателю нужно выполнить ряд последовательных действий:

  • предварительно договориться с потенциальным иностранным работником, оформить с ним проект трудового договора;

  • подать в территориальный орган ФМС заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранного работника. Узнать - где взять бланк заявления;

  • получить разрешение на привлечение и использование иностранного работника;

  • подать в территориальный орган ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника;

  • получить для временно пребывающего иностранца разрешение на работу в России;

  • уведомить налоговый орган в течение 10 дней по месту своего учета (с 01.01.2015 требование утратило силу на основании Закона № 357-ФЗ).

В какой налоговый орган обращаться:

 

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы

Для приема на работу безвизового иностранца работодателю не нужно в обязательном порядке получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформлять для них приглашение на въезд в РФ.

Такой иностранец должен иметь разрешение на работу, которое он может получить самостоятельно или через работодателя. Если разрешение на работу получает работодатель, то он и должен подать в территориальный орган ФМС России документы, необходимые для выдачи иностранцу разрешения на работу.

После получения разрешение на работу работодатель может заключить с ним трудовой договор (если такой договор не был заключен до получения разрешения на работу) и допустить его к работе.

В течение трех дней с момента приема на работу каждого безвизового иностранного работника необходимо уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях:

  • заключения с иностранными гражданами трудовых договоров;

  • допуска к фактической работе без оформления какого-либо договора;

  • предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили Договор о Евразийском экономическом союзе. Договором установлено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства, поэтому иностранным работникам - гражданам Белорусии и Казахстана не требуется иметь разрешение на работу, а работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС, службы занятости и налоговые органы о заключении и расторжении трудового договора.

Вопрос о необходимости уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранной рабочей силы является спорным. Споры о правомерности подобных действий рассматривались в Высшем Арбитражном Суде РФ и Верховном Суде РФ. Так как выводы высших судебных инстанций противоположные, рекомендую направлять уведомление в ФМС, службу занятости и налоговый орган в отношении каждого иностранного работника.

Патент на работу для иностранного работника

 

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим в России

Исходя из статей 65 и 3273 Трудового кодекса РФ Для заключения трудового договора с временно пребывающим в России иностранцем необходимы:

  • паспорт (иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина);

  • миграционная карта и виза (для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке);

  • разрешение на работу или патент;

  • трудовая книжка (российского образца);

  • полис добровольного медицинского страхования;

  • документ об образовании и (или) о квалификации, который должен быть легализован путем консульской легализации или проставлением апостиля и переведен на русский язык, а перевод заверен российским нотариусом или посольством (консульством) России.

 

Привлечение работников-иностранцев, временно проживающих в РФ

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Виза временно проживающего лица выдается на четыре месяца иностранному гражданину, которому разрешен въезд в Российскую Федерацию для временного проживания, в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание, порядок определения которой устанавливается Правительством Российской Федерации, или без ее учета (Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 N 193 "Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации").

Временно проживающие в РФ иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан зарегистрироваться по адресу указанного помещения (ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ). Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Временно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу.

Временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отличие от временно пребывающих на территории России, обладают рядом прав в области социального страхования:

  • они являются застрахованными лицами в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

  • они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

  • они являются застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Иностранец, получивший разрешение на временное проживание в РФ, предупреждается о том, что он не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ. В случае если иностранец нарушил указанные предписания, территориальный орган ФМС принимает решение об аннулировании его разрешения на временное проживание и о выдаче ему визы для выезда из РФ.

Для заключения трудового договора с временно проживающим в России иностранцем необходимо, чтобы у него было лишь разрешение на работу, т.к. такое разрешение у них уже должно быть.

С момента вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранцам, временно проживающим в России, разрешение на работу не требуется.

Иностранцам, временно проживающим в РФ, разрешено осуществлять трудовую деятельность, которая совместима с целью их нахождения на территории России, при условии заключения трудового договора с работодателем, имеющим разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

 

Оформление на работу иностранца, временно проживающего в РФ

Для заключения трудового договора с временно проживающим в России иностранцем необходимы:

  • паспорт (иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина), в котором должна быть отметка о разрешении на временное проживание;

  • разрешение на работу;

  • Внимание (!): разрешение на работу для временно проживающих в России иностранных граждан не требуется с момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

  • трудовая книжка (российского образца);

  • документ об образовании;

  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Следует учитывать, что договор с иностранным работником может быть заключен сроком не более чем на один год, поскольку именно на данный срок выдается разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

В связи с отсутствием нормативного правового акта, нормы которого позволили бы работодателям правильно понимать свои обязанности о необходимости уведомления органов ФМС, службы занятости и налоговой инспекции в отношении временно проживающих иностранных граждан, во избежание споров и учитывая, что штраф за это предусмотрен большой работодателям можно порекомендовать один из следующих вариантов действий:

  • обратиться с запросами в уполномоченные гос. органы за разъяснением;

  • уведомить о каждом указанном в пункте 4 статьи 18 Закона № 115-ФЗ факте территориальный орган ФМС России, службу занятости и налоговую инспекцию.

 

Привлечение работников-иностранцев, постоянно проживающих в РФ

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ:

  • постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство выдается иностранному гражданину по его заявлению в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований;

  • вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Вид на жительство подтверждает права иностранного гражданина или лица без гражданства на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Согласно статье 24 Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Вид на жительство содержит следующие сведения:

  • фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);

  • дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина;

  • номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство;

  • срок действия вида на жительство;

  • наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство по установленной форме.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности, как и временно проживающему, не требуется разрешение на работу. Он вправе осуществлять такую деятельность на всей территории Российской Федерации. При этом работодатель не обязан уведомлять о приеме на работу государственные органы (территориальный орган ФМС России и службу занятости населения). Оформлять на работу таких граждан следует в том же порядке, что и граждан Российской Федерации.

Также постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства являются субъектами обязательного социального страхования, как и временно проживающие на территории России.

Для использования труда иностранца, постоянно проживающего в России работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самим иностранным гражданам не требуются разрешения на работу. Поэтому для заключения с таким иностранцем трудового (гражданско-правового) договора работодатель должен убедиться в его статусе, т.е. ознакомиться с видом на жительство.

Таким образом, для заключения трудового договора с постоянно проживающим в России иностранцем необходимы:

  • паспорт (иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина), в котором должна быть отметка о разрешении на временное проживание;

  • трудовая книжка (российского образца);

  • документ об образовании;

  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Уведомлять органы ФМС, службу занятости и налоговую инспекцию о трудоустройстве иностранца, постоянно проживающего в России, не надо.

 

Особенности оформления на работу иностранца – высококвалифицированного специалиста

Согласно статье 13.2 Закона № 115-ФЗ:

  • высококвалифицированный специалист - это иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу. Порядок определения "высокой квалификации" Закон № 115-ФЗ не содержит. Фактически он связывает ее с размером заработной платы, которую работодатель готов платить такому работнику, а именно:

    • не менее 58 500 рублей в календарный месяц (в редакции Закона № 56-ФЗ от 08.03.2015. Ранее - 700 000 рублей в год и более) - работнику, приглашенному резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (кроме индивидуальных предпринимателей);

    • не менее 83 500 рублей в календарный месяц (в редакции Закона № 56-ФЗ от 08.03.2015. Ранее - 1 000 000 рублей в год и более):

      • научному работнику или преподавателю, приглашенному:

        • образовательными организациями высшего образования для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по образовательным программам, имеющим госаккредитацию;

        • государственными академиями наук или их региональными отделениями;

        • национальными исследовательскими центрами;

        • государственными научными центрами.

      • специалисту, приглашенному:

        • резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (кроме индивидуальных предпринимателей);

        • российскими коммерческими организациями, российскими научными организациями и иными перечисленными в абз. 3 пп. 1 п. 5 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ организациями, которые осуществляют деятельность в сфере информационных технологий и получили документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей соответствующую деятельность (кроме организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны);

    • не менее 167 000 рублей в календарный месяц (в редакции Закона № 56-ФЗ от 08.03.2015. Ранее - 2 000 000 рублей в год и более) - любому другому иностранному гражданину.

  • члены семьи высококвалифицированного специалиста - иностранные граждане или лица без гражданства, определенные как члены семьи высококвалифицированного специалиста.

Иностранные граждане, привлекаемые для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации в упрощенном порядке:

  • при привлечении высококвалифицированных специалистов работодатель (заказчик) не обязан получать разрешение на использование иностранных работников;

  • привлечение высококвалифицированных специалистов осуществляется вне квоты приглашений на въезд в Россию;

  • на высококвалифицированных специалистов и членов их семей не распространяется квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;

  • установлен сокращенный список документов, подаваемых для выдачи высококвалифицированным специалистам разрешения на работу (в частности, не требуется подтверждать наличие у них профессионального образования, кроме случаев, когда соответствующее требование к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности предусмотрено законодательством России);

  • срок рассмотрения ходатайства и выдачи им разрешения на работу составляет 14 рабочих дней;

  • срок действия их разрешения на работу может составлять не один год, как у обычных иностранных работников, а три года и продлеваться неоднократно;

  • ставка налога на доходы физических лиц для них устанавливается в размере 13% сразу, а не после приобретения ими статуса налогового резидента России, однако работодатель (заказчик) должен будет представить в федеральный миграционный орган сведения об их постановке на учет в налоговых органах России, а также ежеквартально отчитываться о выплачиваемых в их пользу суммах заработной платы (вознаграждения).

Срок действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, продлевается на период рассмотрения ходатайства, поданного работодателем или заказчиком работ (услуг), с которыми высококвалифицированный специалист заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).

В течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, члены его семьи вправе осуществлять на территории Российской Федерации трудовую деятельность при наличии у них разрешения на работу, полученного ими в соответствии законом, а также проходить обучение в образовательных учреждениях и осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации.

Оформление на работу высококвалифицированного специалиста имеет ряд особенностей.

Во-первых, работодатель самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски. При этом для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) использует документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, а также иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения, в том числе – информацию, полученную на сайте ФМС России.

Другой особенностью оформления на работу иностранного высококвалифицированного специалиста, является то, что работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

При этом для высококвалифицированного специалиста работодателю  необходимо оформить  приглашение на въезд в РФ и разрешение на работу (если иностранец пребывает в РФ на основании визы) или разрешение на работу (если иностранец пребывает в России в безвизовом порядке). С этой целью работодатель представляет в территориальный орган ФМС России:

  • ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;

  • трудовой договор, заключенный с ним;

  • письменное обязательство оплатить (возместить) расходы, связанные с возможным выдворением привлекаемого специалиста за пределы РФ или его депортацией;

  • квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу в размере 2 000 рублей за каждого привлекаемого работника;

  • цветную фотографию.

Справка: с 01.07.2011 копию свидетельства о государственной регистрации либо выписку из государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц предоставлять не надо (основание - Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ № 732 от 05.09.2011 иностранцу, въезжающему в РФ по приглашению для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, и членам его семьи будет выдаваться многократная обыкновенная рабочая виза на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 3 года

Следующей особенностью оформления на работу иностранного высококвалифицированного специалиста является требование о том, что и иностранный высококвалифицированный специалист, и члены его семьи, въезжающие на территорию РФ, должны иметь полис медицинского страхования, а на весь период работы такую гарантию должен обеспечить работодатель, что в обязательном порядке должно быть указано в трудовом (гражданско-правовом) договоре.

Если работодатель (заказчик) по своей вине не выполнит своих обязательств, установленных Законом № 115-РФ и договором с иностранным специалистом, то такой работодатель повторно привлекать высококвалифицированных работников сможет только спустя два года начиная со дня, когда об указанных нарушениях стало известно ФМС России.

При трудоустройстве высококвалифицированного специалиста работодатель обязан сообщить территориальному органу ФМС России в 30-дневный срок сведения о постановке специалиста на учет в налоговом органе, а также обязан ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, подавать уведомления в территориальные органы ФМС России:

  • об исполнении обязательств по выплате им заработной платы;

  • о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года;

  • расторжении трудового (гражданско-правового) договора.

О привлечении и использовании высококвалифицированного иностранного специалиста работодатель обязан сообщить и в налоговую инспекцию по месту своего учета.

В какой налоговый орган обращаться:

 

Особенности привлечения работников-иностранцев – граждан республики Беларусь, республики Казахстан и переселенцев

При трудоустройстве в России граждан Республики Беларусь (а с 26.07.2011 – и граждан Республики Казахстан; с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии) требования о получении различных разрешений, об обязательном уведомлении органов власти и соблюдении ограничений по использованию его в отдельных видах деятельности не действуют.

Законодательство предусматривает особенности привлечения на работу в РФ граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан (с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии), согласно которым гражданам этих стран:

  • для трудоустройства не нужно иметь разрешение на работу в России;

  • работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование таких иностранных работников;

  • на них не распространяются установленные в России квоты;

  • они вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России;

  • о приеме на работу таких иностранцев от работодателя не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения;

  • предоставляется освобождение работнику и членам его семьи от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию России;

  • срок временного пребывания такого работника и членов его семьи определяется равным сроку действия трудового договора;

  • предоставляется право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (в том числе с другим работодателем) в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию России;

  • не нужно информировать о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с такими работниками и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Для заключения трудового договора с гражданином Республики Беларусь и Республики Казахстан с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии) работодателю достаточно убедиться, что потенциальный работник является гражданином одной из указанных стран.

Таким образом, для заключения трудового договора с гражданином Республики Беларусь и Республики Казахстан с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии) необходимы те же документы, что и для оформления на работу граждан Российской Федерации (предусмотрены статьей 65 ТК РФ), а именно:

  • паспорт (иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина), в котором должна быть отметка о разрешении на временное проживание;

  • трудовая книжка (российского образца);

  • документ об образовании;

  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Если на работу устраивается лицо – участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, то для трудоустройства ему не нужно иметь, а работодателям для трудоустройства таких граждан не требуется и разрешение на привлечение иностранных работников.

Уведомление о привлечении к труду (расторжении трудового договора, предоставления отпуска более 30 суток в течение года) гражданина Беларуси, организации подавать не обязаны, так как трудоустройство граждан Беларуси регулируется не Федеральным законом № 115-ФЗ, а Договором РФ и Республикой Беларусь. Разрешение на работу белорусам оформлять не требуется. Однако граждане Беларуси в общем порядке обязаны встать на миграционный учет, то есть работодателю необходимо в течение трех дней направить уведомление в миграционную службу о прибытии гражданина по юридическому адресу компании.

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • могут работать в России без трудового патента;
  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;
  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;
  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.

Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9 и может быть доставлена в миграционную службу или отослана по почте.

 

Когда не нужно разрешение на работу - прием на работу беженцев, переселенцев

Согласно подпункту 11 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иностранный гражданин признан беженцем на территории РФ - до утраты им статуса беженца или лишения его такого статуса.

Письмом Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2014 г. № НТ-865/08 разъяснено, что украинские беженцы смогут трудоустроиться без разрешений на работу. В то же время при поступлении на работу определенной направленности граждане Украины обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Речь идет о трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медобеспечения, соцзащиты и соцобслуживания, в области детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием детей.

Указанная справка выдается в ФКУ "ГИАЦ МВД России" или в информационных центрах территориальных органов МВД России на региональном уровне. Она оформляется в течение 30 дней с даты обращения. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Также отмечается, что между Украиной и Россией заключены соглашения о сотрудничестве в области образования и о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях.

В этих международных договорах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами.

Если иностранное образование и (или) квалификация не подпадают под действие международных договоров, то придется пройти процедуру признания. Она регулируется административным регламентом, который утвержден приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2013 г. N 1391.

Согласно этой же норме права не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иностранный гражданин:

  • постоянно или временно проживает в России (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

  • является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников (членов их семей), проживающих за рубежом (пп. 2 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

  • получил временное убежище на территории РФ - до утраты им временного убежища или лишения его такого убежища (пп. 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

  • прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

  • является высококвалифицированным специалистом, привлеченным к трудовой деятельности в РФ в соответствии со ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, или членом семьи такого специалиста (пп. 2, 3 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

  • обучается в России по очной форме в профессиональной образовательной организации (образовательной организации высшего образования) по имеющей государственную аккредитацию основной профессиональной образовательной программе (пп. 4 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

 

Исчисление и удержание НДФЛ с доходов работников – иностранцев

Постановка иностранца на учет в налоговом органе

Как же происходит постановка на учет в налоговом органе иностранца?

Территориальный орган ФМС в течение 10 рабочих дней должен сообщить в налоговую инспекцию о факте постановки иностранца на миграционный учет.

На этом основании налоговая инспекция обязана поставить любого работника – иностранца на налоговый учет в течение пяти дней с момента получения таких сведений.

Налоговая инспекция обязана выдать или направить заказным письмом иностранцу свидетельство о постановке его на учет в течение пяти рабочих дней со дня получения всех необходимых документов.

Кто такие налоговые резиденты и налоговые нерезиденты России

Налоговый кодекс РФ в статьях 207 – 209 установил такие правила налогообложения доходов физических лиц, которые никак не зависят от гражданства, т.е. от того гражданином какой страны является такое физическое лицо, для целей налогообложения важно лишь сколько человек находился в России. На этом основании Налоговый кодекс РФ делит всех физических лиц на две категории:

  • налоговый резидент (т.е. лицо, которое находится в России на дату выплаты дохода больше 183 дней), ставка НДФЛ с дохода которого равна 13 %;

  • налоговый нерезидент (т.е. лицо, которое находится в России на дату выплаты дохода меньше 183 дней), ставка НДФЛ с дохода которого равна 30 %.

Из правила об установлении ставки НДФЛ в размере 30 % для налоговых нерезидентов есть  исключения для:

  • иностранных работников – высококвалифицированных специалистов;

  • иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента;

  • участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ;

  • граждан республики Беларусь.

В отношении доходов таких лиц налоговая ставка устанавливается в размере 13 % вне зависимости от того, сколько времени такое лицо находится в России на дату выплаты дохода.

Для своих работников работодатель является налоговым агентом, т.е. лицом, который обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц – работников с выплачиваемых каждому работнику доходов.
Поэтому работодатель обязан на дату выплаты дохода определять статус каждого иностранного работника.

И, наконец, есть еще один нюанс, указанный в статье 7 Налогового кодекса РФ, который заключается в том, что если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Россия заключила международный договор о налогообложении доходов физических лиц, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами этого договора.

 

Правила перерасчета НДФЛ при смене статуса налогового резидента и налогового нерезидента России

Если в течение работы иностранца его налоговый статус не менялся, то исчислять и удерживать НДФЛ достаточно просто – по одной из указанных выше ставок (в зависимости от налогового статуса работника). Сложнее дело обстоит в случае, когда в течение налогового периода статус работника изменился – ведь в этом случае получается, что с его доходов НДФЛ удержали больше, чем положено.

Иностранный работник приобретает статус налогового резидента РФ, только если пробудет на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, поэтому его нужно определять на каждую дату выплаты налогоплательщику дохода.

Как правило, в процессе работы по найму статус иностранного работника меняется с налогового нерезидента (работодатель удерживал с доходов такого работника НДФЛ по ставке – 30%) на налогового резидента РФ (работодатель удерживал с доходов такого работника НДФЛ по ставке – 13%). Разница между НДФЛ, удержанным по ставке 30%, и налогом, который пересчитан  работодателем по ставке 13%, является излишне удержанной суммой налога и подлежит возврату налогоплательщику.

С 01.01.2011 действуют правила, согласно которым иностранный работник, налоговый статус которого изменился, в связи с чем имело место излишнее удержание НДФЛ вправе обратиться по окончании налогового периода в налоговую инспекцию по месту жительства (пребывания) для возврата излишне уплаченного налога.

Особенности налогообложения доходов иностранных работников – высококвалифицированных специалистов

Абзацем 4 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса установлено, что НДФЛ с доходов от трудовой деятельности высококвалифицированного специалиста должен быть удержан по ставке 13 % независимо от того, является такой работник налоговым резидентом или нет.

Если высококвалифицированный иностранный специалист имеет двойное гражданство (российское и иностранное) и не является налоговым резидентом РФ, к его доходам применяется ставка 30 %.

 

Особенности труда иностранных работников, временно пребывающих и временно проживающих в России

Иностранные граждане, временно пребывающие и временно проживающие в России, не имеют права трудиться за пределами того региона РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу.

В процессе трудовой деятельности как визового, так и безвизового иностранного работника работодатель обязан направлять территориальный орган ФМС информацию по следующим фактам:

  • нарушения иностранным работником условий трудового договора;

  • досрочного расторжения трудового договора;

  • самовольного оставления иностранным работником места работы или места пребывания. Об этом обстоятельстве также нужно уведомить ФСБ России.

Сообщать о перечисленных выше фактах полагается в трехдневный срок.

Кроме того, работодатель обязан уведомлять налоговую инспекцию по месту своего учета о том, что он привлекает и использует визовых или безвизовых иностранных специалистов (в том числе высококвалифицированных) в случаях:

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;

  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или пребывания;

  • получения им разрешения на работу;

  • заключения с ним нового трудового договора;

  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу специалисту, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;

  • аннулирования разрешения на работу.

 

Особенности, связанные с увольнением иностранного работника

Среди особенностей увольнения иностранных работников можно назвать взаимосвязь между действием разрешения на привлечение иностранных работников и трудовым договором работника с работодателем, т.е. при прекращении действия данного разрешения прекращает действовать и трудовой договор и наоборот - и при расторжении трудового договора прекращается действие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Если у иностранного работника аннулировано разрешение на работу или истек срок действия разрешения, то работодатель может расторгнуть трудовой договор. С 01.07.2010 информация об этом доступна любому работодателю и размещена в информационных системах общего пользования не позднее 3 рабочих дней после принятия решения об аннулировании разрешения на работу, патента или срока действия разрешения (п. 9.4 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ).

Поэтому если в период действия трудового договора с иностранным работником срок действия разрешения на работу истекает, а новое еще не оформлено, то, чтобы не нарушать миграционное законодательство в части привлечения к трудовой деятельности иностранного работника без разрешения на работу, трудовой договор с ним следует расторгнуть на основании пункта 9 части 1 статьи 83 Трудового кодекса (прекращение трудового договора в связи с истечением срока действия специального права в соответствии с федеральными законами, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору).

При получении нового разрешения на работу можно заключить новый трудовой договор с этим иностранным работником.

В течение 3 дней с момента расторжения с "безвизовым" иностранцем трудового договора работодателю необходимо уведомить об этом:

  • территориальный орган ФМС России;

  • орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения.

Уведомление необходимо направлять и в случае увольнения каждого визового и безвизового иностранного работника, являющегося высококвалифицированным специалистом.

Работодатель обязан содействовать выезду работника из РФ по истечении срока заключенного с ним договора, оплачивать расходы, связанные с выдворением работника за пределы РФ, принятого с нарушением установленного порядка.

Если иностранец не уедет, организация-работодатель может быть оштрафована на сумму в размере от 400 000 до 500 000 руб., а ее должностные лица - на сумму от 40 000 до 50 000 руб. (часть 1 статьи 18.9 КоАП РФ).

 

Административная ответственность работодателя

За нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан работодатель и его должностные лица несут следующую административную ответственность:

 

Сущность административного правонарушения

Наказание за административное правонарушение

1

Привлечение на работу в РФ иностранного гражданина, временно пребывающего или временно проживающего в РФ, если у него нет
разрешения на работу
либо патента (в том числе – и когда трудовой договор не оформлен, но иностранный работник фактически допущен к работе)                 

Внимание (!): разрешение на работу для временно проживающих в России иностранных граждан не требуется с момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Штраф (за каждое правонарушение):
- на граждан - от 2 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 250 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

2

Привлечение на работу в РФ иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ на основании визы, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 250 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

3

Неуведомление о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина:           
- территориального органа ФМС России;
- органа власти субъекта РФ по вопросами занятости населения;
- налогового органа

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 35 000 до 40 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 400 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

4

Несоблюдение работодателем (заказчиком работ (услуг)) установленных в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 45 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 800 000 до 1 000 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток           

5

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и статьи 18.9 и 28.3 КоАП" уточнена административная ответственность за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства

Важно помнить, что своевременное и правильное офомление всей разрешительной документации и уведомление ФМС, налоговой инспекции и службы занятости позволит избежать больших штрафов и других претензий гос. органов.

Поэтому собираясь подавать принимать на работу работника - иностранного специалиста, лучше обратиться к квалифицированным специалистам, которые помогут определить - какие документы надо оформить, по каким формам, какие гос. органы и в какие сроки необходимо уведомить, если организацию или должностных лиц привлекают к административной ответственности - оценят законность и обоснованность действий гос. органов.

Для получения консультаций Вы также можете воспользоваться нашей платной услугой дистанционного консалтинга.

 

Статья написана и размещена 10 сентября 2011 года. Дополнена - 06.01.2013, 13.08.2014, 22.11.2014, 11.03.2015, 26.08.2015, 05.10.2015.

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2016

 

Полезные ссылки по теме "Правила приема на работу иностранного работника
(порядок оформления и необходимые документы)"

  1. Квалификационные требования к водителям Квалификационные требования к водителям

  2. Регулирование труда несовершеннолетних работников

  3. Рабочее время

  4. Ненормированный рабочий день

  5. Сверхурочная работа

  6. Ошибки в трудовом договореОшибки в трудовом договоре

  7. Как победить профсоюз Как победить профсоюз

  8. Что такое профессиональный стандрат

  9. Профессиональный стандарт "Бухгалтер"

  10. Профессиональный стандарт "Педагог"

  11. Особенности оформления приема на работу, перевода и увольнения иностранных работников Особенности оформления приема на работу, перевода и увольнения иностранных работников

  12. Проверка действительности патента и разрешения на работу иностранца

  13. Патент на работу иностранного работника

  14. Порядок определения статуса налогового резидента (нерезидента), ставки и порядок уплаты и возврата налогов

  15. Подробная инструкция о том, как правильно заполнить налоговую декларацию и получить имущественный вычет

  16. Правила внутреннего трудового распорядка (образец) Правила внутреннего трудового распорядка