юридическая и налоговая консультация онлайн

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Система налогов и сборов РФ

 

  1. Налоговая система РФ

  2. Законодательство о налогах и сборах

  3. Принципы налогового права

  4. Права и обязанности налогоплательщика

  5. Статья 21 Налогового кодекса РФ - Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

  6. Статья 23 Налогового кодекса РФ - Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

  7. Полезные ссылки по теме

 

Налоговая система РФ

Система налогов и сборовЗаконодательство о налогах и сборах не содержит определения системы налогов и сборов. Анализ главы 2 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что под системой налогов и сборов законодатель подразумевает совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации.

Наряду с понятием "система налогов и сборов" в научной литературе часто используется и понятие "налоговая система". Несмотря на кажущееся сходство терминов "система налогов и сборов" и "налоговая система", смешивать их нельзя. Налоговая система Российской Федерации - система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия "налоговая система" заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм.

Налоговая система характеризуется существенными условиями налогообложения. Ими являются:

1) принципы налоговой политики и налогообложения;

2) система и принципы налогового законодательства;

3) порядок установления и ввода в действие налогов;

4) порядок распределения налогов по бюджетам;

5) система налогов, т.е. виды налогов и общие элементы налогов;

6) права и ответственность участников налоговых правоотношений;

7) порядок и условия налогового производства;

8) форма и методы налогового контроля;

9) система налоговых органов.

Одним из существенных условий налогообложения является налоговая политика.

Налоговая политика - это совокупность действий, система мер, которые осуществляет государство в сфере налогов и налогообложения. Реализуется посредством существующих в определенный временной период налогов, ставок, льгот и т.д. Налоговая политика является частью экономической политики государства.

Цели налоговой политики:

  1. Экономическая цель, заключающаяся в обеспечении регулирования экономической жизнедеятельности государства при помощи налогов и налогообложения. Посредством налогов решаются такие важные экономические задачи, как преобразование структуры экономики, стимулирование бизнеса, инвестиционной и инновационной активности, регулирование спроса и предложения;

  2. фискальная цель, заключающаяся в формировании посредством налогов и сборов бюджетов различных уровней;

  3. социальная цель, заключающаяся в выравнивании доходов граждан различных категорий, обеспечении социальной защиты нуждающихся;

  4. контрольная цель, заключающаяся в проведении налоговых проверок для принятия органами государственной власти решений в сфере экономики и социальной политики.

 

Законодательство о налогах и сборах

Система налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Согласно статье 1 Налогового кодекса РФ (далее - НК) законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый (имея в виду как физическое, так и юридическое лицо) обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Система налогов и сборов установлена главой 2 Налогового кодекса РФ и состоит из 3 уровней:

Деление налогов по уровням проводится в зависимости от территории, на которой взимаются налоги и сборы, и полномочий соответствующих органов власти по определению элементов налогообложения (элементов обложения для сбора). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Своеобразный налоговый монополизм федерального законодательства в вопросах определения абсолютно всех элементов налогообложения позволяет определить налоги и сборы как федеральные налоги и сборы.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения:

Остальные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ, то есть на федеральном уровне. Законами субъектов РФ о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки (в пределах, определяемых федеральным законодательством);

  • порядок уплаты налога;

  • сроки уплаты налогов.

Остальные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК, то есть на федеральном уровне. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Исходя из системы налогов и сборов законодательство о налогах и сборах состоит из:

  1. Федеральных законов РФ – это Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

  2. Региональных законов (законов субъектов РФ), состоящего из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

  3. Нормативных правовых актов органов местного самоуправления (местное) о местных налогах и сборах - принимаются представительными кодексоморганами местного самоуправления в соответствии с Налоговым РФ.

Схематично это можно представить так:

Законодательство о налогах и сборах

Таким образом, только налоговое законодательство РФ применяется на всей территории РФ, а в каждом субъекте РФ и даже в каждом населенном пункте имеются свои нормативные акты о налогах и сборах, однако эти региональные и местные налоги и сборы не могут вводиться произвольным образом: их виды и общая регламентация определяются федеральным законодательством.

Следовательно, приказы, письма, инструкции и методические указания Минфина РФ ФНС РФ по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, их задача сводится к разъяснению тех или иных нормативных актов.

Подробнее о статусе писем Минфина и ФНС.

 

Принципы налогового права

Статья 3 Налогового кодекса РФ определяет основные начала законодательства о налогах и сборах, в которой закреплены следующие принципы:

  1. При установлении налогов и сборов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

  2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

  3. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

  4. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

  5. Невозможно введение налогов, не предусмотренных НК, либо установленных в ином порядке, чем это определено;

  6. Акты законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

  7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

Статья написана и размещена 21 октября 2012 года. Дополнена - 16.11.2015, 16.02.2016, 11.05.2016, 05.07.2016, 01.10.2019, 24.11.2020, 02.04.2023

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант А. Шмелев © 2001 - 2024

 

Полезные ссылки по теме "Система налогов и сборов"

  1. Единый налоговый платеж физического лица

  2. НДФЛ 15%. Прогрессивная шкала

  3. Налог на проценты по вкладам Налог на проценты по вкладам

  4. Налоговый контроль счетов

  5. Почему льготы носят заявительный характер

  6. НДФЛ с наследства

  7. Налоговая ответственность за непредставление документов

  8. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  9. Подтверждение статуса налогового резидента РФ Порядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

  10. Понятие и элементы налога

  11. Виды налогов:

  12. Налогообложение организаций

  13. Налогообложение физических лиц

  14. Налоговые проверки

  15. Налоговая ответственность за: