юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь


Бесплатная юридическая консультация онлайн


 

 

 

Применение контрольно-кассовых машин и техники ККМ (ККТ) при ОСН, УСН, ЕНВД.
Когда можно работать без ККМ

 

  1. Ответственность за работу без ККМ

  2. Что такое "Неприменение ККМ (ККТ)"

  3. Когда можно законно работать без ККМ (ККТ)

  4. Что такое БСО

  5. Необходимые реквизиты БСО

  6. Когда нужно применять когда можно не применять ККТ (итоговая таблица)

  7. Новости по теме "Порядок ведения кассовых операций - применение ККМ"

  8. Полезные ссылки по теме

Принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ о переходе на применение ККТ, передающей информацию о наличных расчетах в налоговые органы, предусматривающий:

  • обязанность формирования в момент расчета кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;
  • формирование кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронном виде при осуществлении расчетов в сети "Интернет";
  • передачу данных о расчетах в адрес налоговых органов в онлайн-режиме;
  • ведение реестра ККТ и реестра фискальных накопителей на основании сведений, передаваемых их производителями.
  • до 1 февраля 2017 года положения закона об обязательной передаче фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных применяются организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке;
  • с 1 февраля 2017 года не допускаются регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме (за исключением установленного законом случая);
  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года.

 

Ответственность за работу без ККМ

Применение ККМПрактика по защите прав предпринимателей при проверках правоохранительными органами работы с наличными денежными средствами показывает, что достаточно часто бывает, что при проверках торговых точек проверяющими органами выявляются нарушения при применении контрольно-кассовых машин (ККМ).

Устранение нарушений при применении контрольно-кассовых машин, безусловно, важно и для потребителей в целях защиты их прав, и для контроля над сбором налогов. В данной статье речь пойдет о неясностях, которые возникают у предпринимателей, и об ответственности, которая может грозить организации, его руководителю, продавцам.

Что же важно знать предпринимателям при применении ККМ?

Частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что:

неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В настоящее время действует Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов" (далее - Закон о ККМ), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 которого все хозяйствующие субъекты, при осуществлении предпринимательской деятельности производящие расчеты наличными денежными средствами или с использованием платежных карт, в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ),

 

Что такое "Неприменение ККМ (ККТ)"

Что же с правовой точки зрения представляет собой неприменение ККМ (ККТ)?

В Законе о ККМ ответ на этот вопрос отсутствует.

Роль законодателя взял на себя Пленум ВАС РФ, в п. 1 Постановления № 16 установивший, что под неприменением ККМ наряду с фактическим их неиспользованием следует понимать:

  1. Использование ККМ, не зарегистрированных в налоговых органах, а также не включенных в Государственный реестр ККТ;

  2. Использование ККМ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

  3. Использование ККМ, у которых пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

  4. Пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Арбитражными судами данные разъяснения активно применяются на практике.

 

Когда можно законно работать без ККМ (ККТ):

1. При ЕНВД

Для организаций и ИП, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), в целях упрощения расчетов Закон о ККМ предусматривает возможность расчетов без применения ККТ. И это легко объяснимо - ведь ЕНВД от дохода не зависит, поэтому какой смысл контролировать процесс, если уже все посчитано, а ЕНВД предпринимателю уже вменен.

В случае если налогоплательщик применяет ЕНВД, он вправе не применять ККТ при условии, что по требованию он предоставляет покупателю (клиенту) документ, оформленный на бланке  строгой отчетности, далее - БСО (товарный чек, квитанция или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

Важно также учитывать, что указанный документ на БСО должен выдаваться покупателю (клиенту) в момент оплаты услуги и должен содержать указанные в пункте 2.1 статьи 2 Закона о ККМ сведения.

Абзац 1 пункта 2 статьи 2 Закона о ККМ устанавливает возможность осуществления расчетов без применения ККТ. В данном случае следует обратить внимание на следующие условия:

  1. Расчеты без применения ККТ могут осуществляться только при оказании услуг населению;

  2. Расчеты должны производиться в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ;

  3. При расчетах без применения ККТ в обязательном порядке должны использоваться бланки строгой отчетности (далее - БСО).

В данном случае речь идет о Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Важно учитывать, что на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).

Необходимые реквизиты БСО

Любой указанный документ является первичным документом и должен содержать следующие реквизиты:

  1. Наименование документа, шестизначный номер и серия;

  2. Наименование и организационно-правовая форма - для организации;

  3. Фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

  4. Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

  5. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

  6. Вид услуги;

  7. Стоимость услуги в денежном выражении;

  8. Размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

  9. Дата осуществления расчета и составления документа;

  10. Должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

  11. Иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

БСО не могут изготавливаться исполнителем услуг самостоятельно, поскольку п. 4 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники прямо устанавливает, что бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

2. При осуществлении специфичных видов деятельности

Пункт 3 статьи 2 Закона о ККМ предусматривает возможность не применять ККТ и не оформлять документы на БСО при осуществлении специфичных видов деятельности. или с учетом особенностей местонахождения исполнителя в следующих случаях:

  1. Продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

  2. Продажи ценных бумаг;

  3. Продажи лотерейных билетов;

  4. Продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

  5. Обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

  6. Торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

  7. Разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

  8. Продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

  9. Торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

  10. Торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

  11. Приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

  12. Реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  13. Продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

При осуществлении данных видов деятельности оформление БСО нецелесообразно в силу типичности, простоты самой хозяйственной операции, которая легко поддается контролю и без бланкового учета.

Помимо указанных видов деятельности можно не применять ККТ, если товары, работы, услуги реализуются в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Но так было бы просто жить. Поэтому законодатель в пункте 4 статьи 2 Закона о ККТ ввел еще исключения из исключений, которые ограничивают перечень исполнителей, имеющих право не применять ККТ в случаях, указанных выше.

В частности, безусловная обязанность применять ККТ возложена на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

 

3. Работа без ККМ на ОСН и УСН

Организации и ИП, применяющие УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей БСО физическим лицам при оказании услуг.

При розничной торговле выдавать БСО нельзя.

БСО не могут применять агенты недвижимости.

Итог всему сказанному можно выразить так:

Применение ККТ

 

Применение ККТ при патентной системе налогообложения

Письмом от 18.02.2013 № АС-4-2/2696@ ФНС России разъяснила, что индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, вправе не применять ККТ.

Указанные налогоплательщики могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

 

Когда нужно применять когда можно не применять ККТ (итоговая таблица)

Подведем итоги изложенного на примере конкретных ситуаций:

Ситуация

Нужно применять
ККТ или нет

Комментарий

Организация получает выручку от деятельности, указанной в пункте 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ

Нет

В данном случае закон не требует оформлять никаких документов. То есть ни БСО, ни товарных чеков, ни каких-то других подобных квитанций

Организация оказывает услуги непосредственно населению

Нет, если оформляется БСО

БСО должны соответствовать определнным требованиям. Но выдавать их нельзя, если услуги оказывают другим организациям

Организация получает наличную выручку (в том числе аванс) от деятельности на ЕНВД

Нет, если выдается документ, додтверждающий оплату

По требованию покупателя выдается документ, подтверждающий прием денег за проданные товары (работы, услуги). В нем должны быть реквизиты, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ

Организация продает в розницу алкогольную продукцию

Да, с некоторыми исключениями

При реализации алкогольной продукции в сельских поселениях плательщики ЕНВД могут не применять ККТ (если покупателю при этом выдается документ о приеме денег)

Организация принимает металлолом

Да

Использовать взамен кассового чека БСО в данном случае нельзя, т.к. это не предусмотрено законодательством

Организация выдает заем или принимает деньги в счет возврата займа (процентов по нему) наличными

Нет

Как при выдаче, так и при возврате займа, а также процентов по нему реализации товаров (работ, услуг) не происходит. Значит, оформляют РКО и ПКО соответственно

 

Статья написана и размещена 20 ноября 2011 года. Дополнена - 31.07.2012, 03.01.2013, 22.02.2013, 06.07.2016.

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2016

 

Новости по теме "Применение контрольно-кассовых машин и техники ККМ (ККТ) при ОСН, УСН, ЕНВД. Когда можно работать без ККМ"

30.11.2011 - С 1 января 2012 года вводится в действие новый Порядок ведения организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых операций с наличностью (Положение Банка России от 12.10.2011 № 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ")

В соответствии с утвержденным Банком России Положением определяются:

  • порядок организации работы по ведению кассовых операций;

  • порядок приема и выдачи наличных денег в кассу (из кассы) организации (индивидуального предпринимателя);

  • порядок ведения кассовой книги для учета поступающих (выдаваемых) наличных денег;

  • правила обеспечения порядка ведения кассовых операций.

В приложении к документу содержится порядок определения лимита остатка наличных денег, который может храниться в кассе юридического лица (индивидуального предпринимателя).

 

Полезные ссылки по теме "Порядок ведения кассовых операций: применение ККМ (в том числе - при УСН, ЕНВД) когда можно работать без ККМ"

  1. Порядок регистрации ККТ Регистрация ККТ

  2. Проверка кассовой дисциплины Проверка кассовой дисциплины

  3. Порядок ведения кассовых операций

  4. Какую систему налогообложения выбрать?

  5. Общая система налогообложения

  6. Упрощенная система налогообложения

  7. Патентная система налогообложения

  8. Система налогообложения в виде ЕНВД

  9. Налоговая отчетность для общей системы налогообложения

  10. Налоговая отчетность для УСН

  11. Налоговая отчетность для ЕНВД

  12. Налоговый календарь на 2016 год

  13. Как уменьшить налоговые риски бизнеса?

  14. Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

  15. Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

  16. Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

  17. Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ